Святые Отцы о страхе Божьем и смертной памяти

Повествования об авве Аммоне 1. И старец отвечает ему: Ибо они всегда спрашивают: Подобным образом и монах должен всегда пребывать во внимании, обличать душу свою и говорить: Как я предстану перед судейским седалищем Христовым? Рассказывали об авве Аммоне, что он убил василиска[67]. Когда однажды авва пошел в пустыню, чтобы зачерпнуть воды из колодца, то он увидел василиска и, пав на лице свое, сказал:

О страхе Божием, что Он двояк: один новоначальных, другой совершенных

Не поленимся теперь помянуть и о двояком страхе Божием. О первом страхе Божием, — новоначальных. Знай же, возлюбленнейший мой, что страх Божий двояк: Он почитается порождением веры, и сеется в сердце, когда ум отстранится от суетности мирской, чтобы собрать влающиеся мысли свои от рассеяния непрестанным углублением в будущее возустроение всяческих" Сл. О втором, — совершенном страхе Божием.

Икона Казанской Божией Матери. Тимофей Ростовец. Ростов. г. друга и едино пребудем в Тебе, Господе и Вла- дыце нашем, якоже повелел еси всем нам духа премудрости и страха Божия, духа крепости и благочестия.

Наставления братиям, которые жили с ним Желающие жить со мной братие, послушайте меня, Бога ради, умоляю вас. Каждый из вас да пребывает в келлии своей со страхом Божиим. Не пренебрегайте рукоделием вашим ради заповеди Божией. Не будьте нерадивы к поучению вашему и частой молитве. Храните сердце свое от помыслов чуждых, не беспокоясь ни о каком человеке, ни о какой-либо вещи мира сего, но всегда исследуйте, как вам исправить себя и преуспеть в добродетели , умоляя Бога с болезнованием сердечным и слезами в умерщвлении плоти, дабы Он простил вам согрешения ваши и сохранил вас на будущее время от впадения в те же грехи.

Ежедневно имейте смерть пред очами, внимательно размышляя о том, как будете разлучаться с телом, как пройти вам власти тьмы, которые встретят вас на воздухе, как вам предстать пред Богом в тот страшный День Суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление. В трапезе и в собрании церковном ничего не говорите, разве только по крайней надобности.

Читающего псалмы не поправляйте, если он сам о том не спросит. Каждый по очереди в свою неделю да приготовляет для прочих потребную пищу со страхом Божиим, не оставляя притом надлежащего попечения о душе своей. Никто отнюдь не должен входить в келлию брата своего без надобности. Не старайтесь видеться друг с другом прежде определенного времени. Не любопытствуйте ни о том, какие работы сделаны другими, ни о том, кто трудился более, брат ли более тебя или ты более его.

Выходя на дело послушания , храните себя от лености и дерзости. Каждый со страхом Божиим да внимает себе, своему делу и сокровенному поучению души своей.

Бог есть любовь 1 Ин. Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этою любовию! Он свят, и почивает в одних святых. Этот храм находится в горестном запустении:

А ведь слово Божие — это слово Жизни, слово непреходящее, в возрождающих нас Таинствах, — «со страхом Божиим и верою» и возрождающе Чаше, — не пребудем в слепоте и в немоте душевной.

Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей 1Кор.

Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью. Любовь к Богу есть дар Божий: Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека.

пребывать в страхе божием это:

Существует правильный и неправильный род страха, если верить слову Божьему. Вы обнаружите, что это выражение использовано в Писании около пятидесяти раз. Мы находим также вариации, когда Господь велит кому-то не бояться, говоря так, как у Иоанна 6:

Потому, что нет Бога пред ними, нет страха Божия, не имеют они Его пред очами, .."Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я .

Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей, что она — Бог, начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои.

Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью. И Любовь к Богу есть дар Божий: Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека.

Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этой любовью! Он свят, и почивает в одних святых. Этот храм находится в горестном запустении: Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение.

Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения: О страхе Божием

Избранные творения в двух томах. Превознесена и прославлена святая любовь в Священном Писании. Апостол Павел, исчислив в Первом послании к Коринфянам дары Святаго Духа, упомянув о дарах чудотворения, пророчества, рассуждения духов, знания разных языков, сказал: Ревнуйте же дарований больших: Что же может быть выше пророка, чудотворца, говорящего на иностранных языках по дару Святаго Духа, а не по обычному изучению человеческому?

Во-первых, убеждаю тебя страхом Божиим быть совершенным в .. Итак, пребудем в страхе Божием и восприимем все добродетели, которые.

Тот и мудрец, кто боится Господа. А кто боится Бога, тот соблюдает все заповеди Его, вполне творит волю Его и исполняет всякое слово Его. Итак, приобрети страх Божий, возлюби вразумление и мудрость и облобызай ее, и увенчает тебя венцом жизни. Страх Божий есть верх всех знаний: Путь Господень — первый путь; им шествуют мудрые; а кто не сим путем ходит, тот блуждает в неисходных бедствиях. Мудрые никогда не отступают от слова Божия; потому что оно источник благ, изливающийся из учений Его.

Возлюби страх Божий и шествуй путем его непреткновенно; тогда обретешь стези жизни, которые приведут тебя в Небесное Царство. Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властию в Царстве Своем и сделает домоправителем Своим. Кто боится Господа и соблюдает все заповеди Его, того Господь облечет властию над всем имением Своим и вручит ему все богатства Свои. Моисей был ревностный раб и весьма боялся Бога; потому Господь сделал его Своим домоправителем и все сокровища Свои отдал в руки его.

О страхе Божием и о последнем суде

О страхе Божием Боязнь потеять любовь, оказаться недостойной ее - это совешенство дободетели, это сама любовь. Не из стаха вечного наказания и не из педвкушения айского блаженства погибали девние и новые мученики. Бессташными пеед нечеловеческими стаданиями делала их любовь ко Хисту. Наши ученики любят музыку. В оперном театре мы чувствуем себя, как дома.

Страх и трепет обдержит душу мою, когда хочу писать о любви Божией. А мы пребудем в молитве без всякого воображения, и будем просить у.

Преподобный Отец наш Авва Дорофей: О страхе Божием Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, ещё новоначальный: Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: Сей-то имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенною.

И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх: Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом.

Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий [1], можем мы угодить Богу:

Афонское свидетельство

Аскетические опыты Слово о страхе Божием и о любви Божией Служение человека Богу, законоположенное Богом, ясно и просто. Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред.

Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей [1] что она - Бог [2], начинают и усиливаются тотчас развивать в сердце своем чувство любви, им растворять молитвы свои, богомыслие, все действия свои.

Страх Божий всегда должен быть пред очами нашими, также память о смерти и В другом кратком изречении он указывает в страхе Божием источник говорит Он. «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей: яко.

С таким крепким упованием христианским и верою не надобно иметь страха. Страх причиняет больший вред: Иные боятся всякой всячины — и лягушек, и мышей, и тараканов, т. Мужественные души никого и ничего не боятся, кроме Единого Бога, а вы, по малодушию своему, всего боитесь, как и святой Давид сказал: А посему не опасайтесь подозрительных людей, ибо кто боится Бога, тот не боится ни воров, ни мошенников.

Должно бояться не холеры, а тяжких грехов, ибо смертная коса скосит человека, как траву, и без холеры. А посему все упование свое возложите на Господа Бога, без воли Коего и птицы не умирают, кольми паче человек преп. Страх — как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество — как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь преп. Когда познаешь свою немощь и смиришься, то и они исчезнут преп. Страх Божий Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием, и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу преп.

Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать все по совести преп.

О СТРАХЕ БОЖИЕМ

Превознесена и прославлена святая любовь в Священном Писании. Апостол Павел, исчислив в Первом послании к Коринфянам дары Святаго Духа, упомянув о дарах чудотворения, пророчества, рассуждения духов, знания разных языков, сказал: Ревнуйте же дарований больших: Что же может быть выше пророка, чудотворца, говорящего на иностранных языках по дару Святаго Духа, а не по обычному изучению человеческому?

И ныне и во веки да пребудем близ Него. Дабы и нам, яко ти с Клеопою, егда радуйся, яко радостно и без страха словеса Божии в люди приносивший.

Нам всем нужна мудрость. Мудрость нужна, чтобы познавать Господа, строить свою жизнь, семью, свой дом, строить отношения с людьми, строить свое служение, исполнить призвание. Мудрость должна быть в основании всякого дела. Мудрость — самое драгоценное и самое лучшее. Она — древо жизни. Из мудрости происходит все остальное. Все проблемы из-за глупости. Без мудрости вы обречены. Нам надо созидать свою жизнь через Божью мудрость. Мудрые слушают советы, обличения, чтобы развиваться.

Мудрость от Бога должна прийти в твой дух. Многие образованные люди — не были мудрыми. Отрицание Бога — это глупость, безумие.

Проповедь:"Возрастая в страхе Божьем…" (Виталий Рожко)