- открытая библиотека учебной информации

Твитнуть 6 Декабря В статье описывается суть метода семантического дифференциала, уделяется внимание некоторым специфическим его видам, дается обзор примеров его использования в различных областях науки. Введение При разработке плана социологического исследования возникает проблема преодоления разрыва между теоретическим и эмпирическими этапами, суть которой заключается в понимании разницы между научно-теоретическим видением социальной реальности и ее субъективным образом в обыденном сознании. Разрабатывая инструментарий анкеты, бланки, интервью и т. При решении данной проблемы необходимо глубокое проникновение в смысловое пространство того или иного явления, причем не только на уровне отдельных индивидов, но и на уровне массового сознания. Одним из способов исследования смысловых образований массового сознания стала техника семантического дифференциала, разработанная в году группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получившая широкое применение в исследованиях, связанных с поведением человека и его восприятием различных социальных явлений, с анализом социальных установок и личностных смыслов. На основе этой техники возможна разработка целого ряда методик и тестов, направленных на выявление установок в сфере труда, восприятия массовой информации, произведений искусства и т.

6. Семантический дифференциал

Наиболее распространенной является трехфакторная модель С. Каждый фактор может выражаться одной или группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Осгуда исследуются три фактора:

Семантический дифференциал представляет собой набор двухполюсных . либо страх – желание уйти, скорее покинуть данную территорию, либо.

Это критерий, говорящий о том, насколько успешно реклама воздействует на сознание человека и, в конечном счете, на его готовность приобрести рекламируемый товар или услугу. Для создания эффективной рекламы необходимо учитывать два существенных требования. Во-первых, реклама не должна вызывать негативных эмоций, которые могут быть перенесены потребителем на рекламируемый продукт. Во-вторых, предлагаемый рекламой образ продукта включающий рациональные и эмоциональные характеристики должен соответствовать ожиданиям потребителя.

Таким образом, в ходе создания рекламы возникают задачи по научно обоснованному поиску оптимума ее составляющих и по ее тестированию. Не поднимая вопрос об их многочисленных недостатках, рассмотрим лишь один общий. Поведение человека определяется его социальными установками, которые состоят из трех компонентов - когнитивный знания об объекте , аффективный чувства, эмоции по отношению к объекту и поведенческий собственно действия по отношению к объекту.

Соответственно, пытаясь спрогнозировать поведение потребителя, исследователь пытается получить информацию, описывающую все три уровня. В ходе фокус-групп модератор пытается погрузить респондентов в ситуации их реального опыта, надеясь, что они смогут проанализировать мотивы своего поведения. В количественных интервью, как правило, мотивы выясняются при помощи прямых вопросов. При анализе полученной информации исследователь исходит из того, что в своем поведении человек руководствуется именно теми мотивами, которые он назвал.

Вместе с тем результаты исследований показывают, что, как правило, люди в своем поведении руководствуются неосознаваемыми мотивами, которые невозможно выявить ни при помощи прямых вопросов, ни погружая человека в конкретные ситуации. Подобные методы позволяют выявить информацию лишь с когнитивного и поведенческого уровней социальной установки.

Семантического дифференциала»

Памятка по методу Содержание: Описание семантического дифференциала далее — СД Этапы работы по составлению частного семантического дифференциала Примеры инструкций Структура отчета Семантический дифференциал. Семантический дифференциал может быть определен как метод количественного и качественного индексирования значений. Осгуд, метод семантического дифференциала СД позволяет измерять состояния, возникающие между восприятием стимула-раздражителя и осмысленной работой с ними.

У детей младше страхи более физиологические, привязанные к . И если представить такой семантический дифференциал и.

Построение координат значения[ править править вики-текст ] Для построения семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов понятий по набору биполярных градуированных шкал. При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии. Феномен синестезии состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.

Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить главные, базисные шкалы. Оценки по остальным шкалам являются функциями от базисных оценок с точностью до сравнительно небольшой случайной ошибки.

Метод семантического дифференциала

После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале. Будьте внимательны и не пропустите ни одной шкалы на бланке! На бланке подсчитать сумму баллов для каждого фактора.

Раздельно для каждого фактора рассчитать среднюю арифметическую величину М и среднеквадратичное отклонение сигму.

Семантический дифференциал (СД) – инструмент исследования семантических пространств субъекта. Этот метод разработан в середине 50 -х гг.

Исходя из этого определения групповая дискуссия может рассмат! Наряду с ней в этом процессе выделяются и другие составля! Анализ групповой дискуссии ведется через призму качества при! Существует социальный запрос на изучение не! Анализ именно ошибочных групповых решений позволяет проследить как происходят поиск и выбор реше! Групповая дискуссия составляет основу такого исследовательского метода, как фокус!

Мы подробно рассмотрим метод групповой дискуссии, а также ее ре! Групповая дискуссия и ее стратегии Групповые решения задач использовались в практических целях еще с древних времен вече, советы, консилиумы. И в современном мире важ! Обыденное сознание подсказывает, что существуют определенные эффекты от группового взаимодействия. Обратимся, однако, к научному знанию в области групповых реше! Научные разработки, которые позволили понять механизмы груп!

Издательский Дом" б м"

Метод семантического дифференциала Метод семантического дифференциала от греч. Последние используются в психологии для получения количественных параметров исследуемого явления в целях объективной оценки его соотношения с другими объектами. В качестве объекта исследования при этом могут выступать как физические, так и социальные процессы. В психолингвистике в качестве объекта исследования могут выступать слова и словосочетания.

анкету-опросник «Семантический дифференциал оценки ситуации». Психосемантический подход «активность» (семантический дифференциал Ч. Осгуда). Наряду с этими тремя . Страх, депрессия, потеря интереса к жизни.

Методы и стратегия анализа Обоснование применяемых методов Исследователями было решено совместить анкетный метод получения информации и метод семантического дифференциала, относящийся к разряду тестовых методик. Это было продиктовано следующими соображениями. При анализе сложных социально-психологических феноменов нужно учитывать, что в индивидуальном сознании переплетены две реальности: Анкетный метод исследования индивидуального сознания несовершенен, поскольку снимает информацию, находящуюся на когнитивном осознаваемом уровне психики индивида.

Кроме того, на адекватность получаемых данных влияет следующее обстоятельство: При ответе человек либо"моделирует" реальность по подсказкам, содержащимся в вопросе, либо"затрудняется ответить", что равносильно отказу. В некоторой степени эта проблема снимается открытыми и полузакрытыми вопросами, однако чтобы они работали, респондент должен обладать способностью артикулировать свои представления и иметь желание это сделать. Задачу осложняет еще и то обстоятельство, что мало осознаваемые человеком аффективные структуры не существуют в словесной форме.

Они связаны с личностным смыслом, который всегда индивидуален.

Методика семантического дифференциала времени

В качестве дополнений к таблице могут прилагаться примечания и выводы. В качестве одного из них выступает отношение к объекту восприятия. Однако на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе.

Семантический дифференциал (англ. semantic differential) — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств ( англ.

Осгудом в работе"Измерение значения" По мнению Осгуда,"значение является одной из наиболее значительных, стержневых переменных человеческого поведения". Осгуд предположил, что реакции на знак"предположительно зависят от предшествующего ассоциирования знака с означаемым". Например, если индивид воспринимает знак"гром", то у него в сознании возникает целый пучок избранных реакций-воспоминаний, которые так или иначе связаны с громом: В этом смысле С.

Психологическим механизмом, лежащим в основе С. Синестезия -"мышление по аналогии" - психологический феномен, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности например, осязание определенного запаха вызывает какое-либо зрительное воспоминание или цветовой образ; в любом языке также можно встретить такие словосочетания, как"кислое лицо","горячее сердце". Явление синестезии можно наблюдать в абстрактных картинах современных художников, которые в своих работах изображают различные, не всегда визуальные, понятия.

По мнению авторов метода, С. По существу методом С. Коннотативное значение можно определить как подразумеваемое значение, то есть то, что подразумевается, предполагается на уровне индивидуального восприятия и опыта индивидом, когда он говорит или думает о том или ином объекте.

Психосемантика при разработке рекламных сообщений

Это по сути не одна, а целая семья методик, целая технология. В работе с детьми она может использоваться как для изучения уровня сформированное и цельности представлений ребенка о мире когнитивная диагностика , так и в качестве проективной методики — для исследования личностных установок и эмоциональных отношений ребенка к определенному кругу объектов. Обычный семантический дифференциал СД — это несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк ответный лист.

Метод семантического дифференциала в сравнительном исследовании. .. Страх. Дождь. Вера. Удовольствие. Дерево. Успех.

Кроме того, система выставления отметок при обучении чем больше, тем лучше накладывает отпечаток на независимость оценивания по шкалам СД, вплетая в оценку параметр хуже — лучше. Трехмерная матрица используется при оценке набора стимулов группой испытуемых третье измерение — стимулы. Другое значение термина"семантическое пространство" определяется тем, что оцениваемый стимул получает оценку испытуемого по каждой из шкал измерению , что позволяет описывать стимул как точку или вектор в заданном многомерном СП, различать оценки стимулов, сделанные различными испытуемыми, и описывать их различия как различия точек или векторов в многомерном СП.

При работе с группой испытуемых мы получаем множество оценок точек или векторов в задаваемом факторами СП. Это позволяет рассчитывать расстояние между точками в пространстве и углы косинусы углов между векторами от начала координат к точке. Для обработки групп новых результатов оценивания стимула используются методы редукции интеграции данных: Факторы групповой оценки стимула задают, хотя и с некоторой потерей анализируемых данных, новое СП критериев оценки, как правило, менее размерное, но более интегративное, чем пространство, задаваемое шкалами СД подробнее см.

Возможность получения сложной многомерной оценки стимула в СП и относительная сложность процедур обработки позволяет некоторым исследователям предположить, что свойства факторных СП аналогичны некоторым свойствам сознания, и, таким образом, считать СП операциональными моделями структуры индивидуального сознания. Такое название является очень многообещающим, но, кроме уже многократно описанных ограничений математического моделирования свойств сознания, следует указать на тот факт, что математическая обработка результатов оценивания возможна только в том случае, если в оценивании участвует множество группа испытуемых или очень редко один испытуемый оценивает множество стимулов.

Поэтому, такие модели не являются моделями индивидуального сознания. Более того, существует неограниченное множество различных СД и их модификаций вернее, ограниченное лишь способностью исследователя придумывать"релевантные", как ему кажется, для изучаемой предметной области шкалы. Этот факт делает такие"модели" просто несопоставимыми. Приписывание же математических свойств СП сознанию приписывание реальности свойств математической модели является методологической ошибкой.

С некоторой осторожностью работа с СП позволяет говорить именно о моделировании оценки стимула в заданном исследователем многомерном пространстве оценивания.

Социальная психология. Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума.