Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста (стр. 3 )

Восприятие — начальная ступень высшей нервной деятельности. Благодаря восприятию внешние и внутренние стимулы становятся фактами сознания, отражающими отдельные свойства объектов и событий. Ощущение — простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений, возникающий в процессе их воздействия на органы чувств. Восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств. Не зависит от воли индивидуума. Представление — образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений. Зависит от воли индивидуума. Симптомы расстройств восприятия Гиперестезия — повышенная чувствительность к раздражителям обычной силы. Часто встречается при экзогенно-органических поражениях ЦНС интоксикации, травмы, инфекции , маниакальных состояниях.

Синдромы страхов

Обычно задержка в развитии или повреждение имеются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего периода нормального развития. Для нарушений развития характерна наследственная отягощен-ность подобными или родственными расстройствами, и имеются данные, предполагающие важную роль генетических факторов в этиологии многих но не всех случаев.

Средовые факторы часто оказывают влияние на нарушенные развивающиеся функции, но в большинстве случаев они не имеют первостепенного значения. Во-первых, это расстройства, в которых было несомненное предшествующее нормальное развитие, такие, как дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ландау—Клеффнера, некоторые случаи аутизма. Специфические расстройства развития речи Они имеют множество сопутствующих проблем.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности с коморбидной . и течение психопатологических состояний в детском возрасте, показало, характеристики: высокий уровень тревожности, агрессивности и страхов, Тики у детей с СДВГ были отмечены в 13,2% случаев в контрольной группе в (Р

Синдромы, наблюдаемые в детском и подростковом возрасте. Возрастные особенности некоторых синдромов. Значение генетического фактора, травм, инфекций и интоксикаций для возникновения определенных синдромов. Синдром и болезнь, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Нормальное развитие ребенка и формирование защитных сил организма возможно при хорошем приспособлении к социальной среде.

В связи с этим большую роль приобретает естественное вскармливание, во время которого формируется тесная эмоциональная связь между матерью и младенцем, доброжелательная домашняя обстановка в семье, забота и любовь родителей. Рано сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать защиты у матери при любом случае опасности. В данном разделе мы будем рассматривать различные варианты психических расстройств, обусловленных генетическими, органическими или функциональными нарушениями.

Симптомы психических расстройств встречаются в виде определенных сочетаний — симптомокомплексов или синдромов, объединенных единством патогенеза. Жариков , Д. Исаев считают, что сами по себе синдромы не являются строго специфичными для определенной нозологической формы и могут наблюдаться при многих психических заболеваниях. Вместе с тем симптомы и синдромы являются материалом, из которого создается клиническая картина заболевания.

Синдромами и их динамикой проявляется патогенез болезни, последовательность его этапов.

Негативные и позитивные продуктивные психопатологические симптомы. Значение эмоционального стресса матери. Факторы, способствующие возникновению психических и психосоматических расстройств окружение, психосоциальные факторы, соматические изменения, наследственность.

Контрольная работа. 2. 2 Введение в психопатологию детского возраста. страхов, синдром патологического фантазирования, синдром уходов и.

Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста стр. По механизму возникновения выделяют первичный бред, обусловленный нарушением умозаключений и суждений и вторичный, чувственный бред, возникающий на основе галлюцинаторных, аффективных и др. Синдром Кандинского-Клерамбо характеризуется совокупностью взаимосвязанных симптомов: Сюда включаются следующие феномены. Эхо мыслей - ощущение, что собственные мысли повторяются или отдаются эхом но не произносятся вслух с интервалом в несколько секунд между мыслью и ее эхом.

Повторяемая мысль, несмотря на идентичность содержания, может быть изменена качественно. Это явление должно быть отдифференцировано от вербальных слуховых галлюцинаций, повторяющих мысль больного. Вкладывание мыслей - переживаемые собственные мысли осознаются как чужие или внедренные в мозг извне. Убеждение в том, что мысль чужого происхождения, часто возникает одновременно с ощущением вкладывания мыслей.

Синдром страхов

Навязчивые страхи фобии , по наблюдениям Т. Симеон, могут возникать у детей раннего возраста , только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом. В этих случаях может возникнуть навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление нового навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуацией. страхи и опасения у детей младшего возраста страх высоты, заражения , возникающие после перенесенного испуга, еще не обладают всеми признаками навязчивости, в частности, они в большинстве случаев не сопровождаются осознанными переживаниями чуждости, чувством внутренней зависимости и активным стремлением к преодолению страхов.

ные страхи, сопровождающиеся галлюцинациями. Третий период, который дства по психопатологии детского возраста. В истории . Контрольные вопросы. 1. .. логического синдрома в детском возрасте является более или .

Дизонтогенетические синдромы психических заболеваний, наблюдающихся в детском и подростковом возрасте. Общие закономерности формирования психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Важнейшую особенность детского и подросткового возраста составляет непрерывный, но вместе с тем и неравномерный процесс развития и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы. Наиболее интенсивное психическое развитие психический онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность в целом.

Психическое развитие происходит в результате непосредственного контакта ребенка и подростка с окружающей средой. В связи с этим, симптомы психических расстройств, возникающие при психических заболеваниях, представляют собой интегративное выражение нарушений биологического и психического социального созревания. Методологическую основу изучения возрастных особенностей психических заболеваний у детей и подростков составляет онтогенетический подход в сочетании с принципом единства биологического и социального.

Психическое развитие протекает не равномерно, поступательно, а поэтапно и скачкообразно. Отдельные этапы разграничены временными рамками, когда происходят наиболее бурные, качественные изменения в психике. Эти периоды получили название возрастных кризов. Различают 1 г , 2 лет детские возрастные кризы и подростковый лет криз.

Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6—7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и появлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Выделяют пять форм страхов:

Распространенность СДВГ у детей школьного возраста составляет По сравнению со здоровыми детьми, составившими контрольную группу, . расстройство в детском возрасте выражается в чрезмерных страхах. различные клинико-психопатологические проявления гиперкинетических расстройств.

Выделение данного уровня, характерного для детей дошкольного и младшего школьного возраста, соответствует данным возрастной физиологии и морфологии, которые свидетельствуют о том, что примерно в возрасте от 6 до 12 лет происходит наиболее интенсивная дифференциация функций двигательного анализатора. Как показывают исследования, к 7 годам основной отдел корковой части двигательного анализатора приобретает цитоархитектоническую структуру, сходную со структурой этой зоны коры у взрослого.

В этом возрастном периоде устанавливаются более зрелые взаимоотношения между корковыми и подкорковыми структурами двигательного анализатора. Вместе с тем, нарушение этих еще неустойчивых отношений может приводить к расстройствам психомоторного уровня реагирования. Аффективный уровень реагирования хронологически более близкий к психомоторному уровню, наслаивается на него, может быть сдвинут к более старшему возрасту.

Для него характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости, уходов из дома и бродяжничества, которые чаще встречаются в младшем школьном и препубертатном подростковом возрасте, хотя в ряде случаев могут наблюдаться и в более раннем возрасте. Эмоционально-идеаторный уровень реагирования проявляется в препубертатном — пубертатном юношеском возрасте и характеризуется возникновением сверхценных идей, которые часто наблюдаются в этом возрасте.

Сухарева , включая психогенные патоха-рактерологические реакции протеста, эмансипации и др. Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню реагирования, не исключает проявления предшествующих уровней, однако отодвигает их на второй план, делает их менее заметными, видоизменяя их. Преобладание психических расстройств, свойственных онтогенетически более ранним уровням у детей и подростков старшего возраста, чаще всего свидетельствует об общей или парциальной задержке психического развития.

Возрастной фактор, как фактор патогенеза возрастная реактивность , в значительной мере определяет не только характер преимущественных продуктивных и негативных симптомов, но и клиническую форму многих психических заболеваний. Только в детском возрасте наблюдаются формы эпилепсии с преобладанием акинетических импульсивных , пикнолептических, миоклонических припадков.

Лишь в раннем и дошкольном возрасте некоторые психические заболевания шизофрения, резиду-ально-органические поражения мозга и др. Изучение психических заболеваний с позиций эволюционно-динамического, сравнительно-возрастного подхода не только необходимо для установления многих закономерностей клиники, этиологии и патогенеза этих заболеваний у детей и подростков, но также имеет важное теоретическое значение для общей психиатрии и психопатологии.

Психопатология детского возраста

В речи начинают преобладать шаблонные обороты, произносимые поучительным тоном с неуместной патетичностью. Высказывания неглубоки, бедны по содержанию и построены на банальных ассоциациях. Рассуждения связаны с конкретной ситуацией, от которой им трудно отвлечься.

Психопатологические синдромы преимущественно детского возраста . 6 .. характерны симптомы страхов, уходов и бродяжничества, повышенной аффективной К школьному возрасту проявления синдрома полностью исчезают. боязнью трудностей (контрольная, строгий педагог).

Синдромы психических расстройств, наблюдающихся преимущественно в детском возрасте. Синдром невропатии или врожденной детской нервности, наиболее распространен в возрасте от 0 до 3 лет, разгар клинических проявлений приходится на возраст 2 года, затем постепенно симптомы угасают, но в трансформированном виде может наблюдаться в дошкольном и младшем школьном возрасте. В грудном возрасте основными проявлениями невропатии выступают соматовегетативные расстройства и нарушение сна.

К первым относятся нарушение функции органов пищеварения: Вегетативные расстройства - бледность кожных покровов, неустойчивость, лабильность пульса оживленные вазомоторные реакции, повышение температуры тела не связанное с соматическим заболеванием. Нарушение сна - недостаточная глубина и извращенная формула. Для таких детей характерна повышенная чувствительность к любым раздражителям - двигательное беспокойство, плаксивость в ответ на обычные раздражители смена белья, изменение положения тела и т.

Имеет место патология инстинктов, прежде всего, повышен инстинкт самосохранения, с этим связана плохая переносимость всего нового. Соматовегетативные расстройства усиливаются при перемене обстановки, изменении режима дня, ухода и пр. Выражена боязнь незнакомых людей и новых игрушек. Часто запоры, поверхностный сон с устрашающими сновидениями.

Синдромы психических расстройств, наблюдающихся преимущественно в детском возрасте.

Для синдрома Каннера вариант раннего детского аутизма наиболее характерно а слабость эмоционального реагирования б склонность к стереотипным движениям в отсутствие потребности в контактах с окружающими г боязнь всего нового неофобия 7. Основным признаком отличия страхов сверхценного содержания от навязчивых страхов является а содержание страхов отражает определенные объекты, вызвавшие недуг б представления об устрашающих объектах доминируют в сознании в ребенок убежден в обоснованности страхов и не пытается их преодолеть 8.

Бредовый характер страхов помогает определить у ребенка следующий признак а страхи возникают вне зависимости от психотравмирующей ситуации б страхи обнаруживают склонность к постоянству в страхи не корригируются г бредовые страхи сочетаются с симптомами психотического уровня, например, с галлюцинациями д имеют значение все перечисленные признаки 9.

преимущественно в детском и подростковом возрасте, а также общие Синдром – закономерное сочетание симптомов, которые связаны между собой . тревоги и страха, расстройств сознания, при ослаблении которых могут.

Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста В психопатологии детского и подросткового возраста находят свое отражение, с одной стороны, общие закономерности возникновения и развития психических расстройств, а с другой - онтогенетические особенности организма, головного мозга и психики, соответствующие определенному возрастному периоду.

Онтогенез общий - индивидуальное развитие человека от момента оплодотворения до момента смерти. Важнейшая составная часть общего онтогенеза - онтогенез психический. Эволюционно-возрастные особенности психического развития человека в значительной степени коррелируют с морфофункциональным онтогенезом головного мозга. Важнейшей особенностью развития и созревания структур и функций последнего как, впрочем, и всего организма , является гетерохрония - непрерывность, сочетающаяся с неравномерностью и разновременностью этого процесса в отдельных структурах головного мозга.

Их развитие и дифференциация приходятся на различные возрастные периоды жизни, называемые критическими. В возрастные кризы нарушается относительное структурное, физиологическое и психическое равновесие. Именно в такие периоды возрастает риск возникновения психических расстройств, проявляющихся специфическими возрастными психопатологическими состояниями.

Контрольная работа: Психические расстройства и заболевания

Позже могут возникать страхи, аффективно-респираторные судороги. Проявляется нарушением познавательных функций вследствие недостаточности эмоционалъно-мотивационной функции психики. Такие дети не стремятся к контакту с окружающим и, не смотрят в глаза, иногда не пользуются речью, отсутствует гибкость мышления. Игра ребенка с ранним детским аутизмом стереотипна, вычурна.

Синдром детских патологических страхов- наблюдается в структуре невроза навязчивых состояний. Проявляется твердой убежденностью в наличии уродливости отдельных частей собственного тела:

Психопатологические синдромы детского и Типовые контрольные задания и методические материалы, . Синдром страхов в детском возрасте.

Психопатия как нарушение поведения у детей, которое часто имеет врожденный характер. Границы понятия"патология" и типы ее проявления у детей. Особенности протекания психопатических состояний в развитии ребенка, его этапы и направления исследования. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: Как правило, только небольшая часть родителей обращается самостоятельно к психиатрам по поводу нарушения поведения у своих детей.

Большинство же родителей либо обвиняют себя в плохом воспитании своих трудных детей и пытаются сами найти выход, либо не обращают на них особого внимания, пока не произойдет что-то плохое, либо смиряются как с данностью. Только такие крайние поступки, как воровство, поджоги, взрывы и пр. Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны.

Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что им приятно сказать какую-то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Такие дети становятся источников постоянных неприятностей как для собственной семьи, так и для окружающих. В крайних они могут стать даже опасными. Вот почему изучение психопатических состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое важное здесь — вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать их и провести педагогическую работу.

Тестовый контроль «Легкие» вопросы Общая психопатология детского возраста

Глава 3 иые отличительные особенности которых достаточно четко определяются на предыдущем уровне негативных расстройств. При одной из форм наблюдается почти полное равнодушие, безразличие к окружающему, что проявляется в отсутствии эмоциональных реакций на любые психические раздражители апатия. Резко падает интенсивность волевого процесса на всех его этапах. Больные обнаруживают полную несостоятельность не только в профессиональном отношении, но и в практической жизни и находятся на попечении родственников.

Синдром уходов из дома и бродяжничества 4. Психопатология детского возраста - наука, является частью детской психиатрии, . и проявляться в виде непреодолимых желаний, влечений и страхов.

Психопатология — системная наука. Психопатология — раздел психиатрии , занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины. По своим целям и решаемым практическим задачам психопатология направлена на оказание конкретной практической помощи клиницистам, занимающимся проблемами нарушений психики при разнообразных психических расстройствах. Наиболее тесные связи даже в названии обнаруживаются у патопсихологии с одним из разделов психиатрии - психопатологией.

Названия этих дисциплин состоят из одних и тех же древнегреческих корней: Таким образом, и патопсихология, и психопатология представляют собой отрасли, изучающие различные проявления нарушений психики. Объект исследования в психопатологии. Цель метода состоит в выявлении и клинической диагностике психического расстройства, а объектом исследования является человек, страдающий таким расстройством. Для нашей страны было характерно создание широкого спектра психодиагностических методик типа функциональных проб, то есть таких, которые позволяют исследовать психическую деятельность человека в специально созданных ситуацией проведения самого исследования нагрузочных условиях, причем степень выраженности данной нагрузки можно изменять в зависимости от поставленных перед исследованием конкретных задач.

Виды клинического интервью Общим принципом обследования больных с психическими расстройствами является комплексное использование клинических и параклинических методов. Клиническое интервью — это метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах и синдромах, внутренней картине болезни пациента и структуре проблемы клиента, а также способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основании личного контакта психолога и клиента.

Функциями интервью в клинической психологии являются: Они должны осуществляться параллельно, поскольку только их сочетание может привести к желаемому для психолога результату — выздоровлению и реабилитации пациента.

Детские страхи диагностика и коррекция