Ирвин Ялом"Экзистенциальная психотерапия".*

У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организации. Академические соседи не признают ее за свою. Она не породила ни официальное сообщество, ни стабильный журнал немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве , не имеет ни стабильной семьи, ни определенного главы семейства. Однако у нее есть генеалогия, несколько разбросанных по свету кузин и кузенов, а также друзья семьи — кое-кто в Европе и кое-кто в Америке. В большинстве философских работ эта проблема разрешается путем перечисления экзистенциальных тем например, бытие, свобода, выбор, смерть, изоляция, абсурдность и определения экзистенциального философа как того, чья работа посвящена их исследованию. Конечно же, именно эту стратегию я использую для установления связей в экзистенциальной психотерапии. Нет сомнения, что экзистенциальная традиция вечна. Какой выдающийся мыслитель на определенном этапе своей работы и своего жизненного пути не обращался к вопросам жизни и смерти? Однако формальная школа экзистенциальной философии имеет совершенно четкое начало. Некоторые считают отправной точкой воскресный полдень года, когда молодой датчанин сидел в кафе, курил сигару и размышлял над тем, что ему грозит опасность состариться, не оставив следа в этом мире.

Ирвин Ялом: «Творчество придает жизни смысл»

Первый из них я обсудил: Второй, к которому я собираюсь сейчас обратиться, основан на предпосылке, что страх смерти составляет первичный источник тревоги, присутствует уже на ранней стадии жизни, влияет на формирование структуры характера и в течение жизни продолжает порождать тревогу, являющуюся, в свою очередь, причиной как явного психологического неблагополучия, так и возникновения психологических защит. Начнем с некоторых общих терапевтических принципов.

Важно иметь в виду, что тревога смерти, при всей своей вездесущности и всепроникающих последствиях, обитает в глубочайших пластах нашего существа, мощно подавляется и редко переживается в своей полноте.

Жизнь без страха смерти» автора Ирвин Ялом читать онлайн вечной жизни, но и смягчает прочие экзистенциальные страхи, предлагая свод правил.

Первый из них я обсудил: Второй, к которому я собираюсь сейчас обратиться, основан на предпосылке, что страх смерти составляет первичный источник тревоги, присутствует уже на ранней стадии жизни, влияет на формирование структуры характера и в течение жизни продолжает порождать тревогу, являющуюся, в свою очередь, причиной как явного психологического неблагополучия, так и возникновения психологических защит.

Начнем с некоторых общих терапевтических принципов. Важно иметь в виду, что тревога смерти, при всей своей вездесущности и всепроникающих последствиях, обитает в глубочайших пластах нашего существа, мощно подавляется и редко переживается в своей полноте. Тревога смерти сама по себе обычно не находится на поверхности в клинических картинах, нечасто становится она и явной темой психотерапии — тем более, краткосрочной — у большинства пациентов.

Однако некоторые пациенты с самого начала терапии полны переживания открытой тревоги смерти. Встречаются также жизненные ситуации, заставляющие пациента испытать такой натиск тревоги смерти, что терапевту не избежать этой темы, как бы он ни пытался. Что же касается долговременной интенсивной терапии, в которой исследуются глубинные уровни проблем — то в ней эксплицитная тревога смерти неизменно обнаруживается и должна учитываться в терапевтическом процессе.

Экзистенциальный терапевт старается облегчить тревогу, которая достигает инвалидизирующей степени, но не стремится убрать ее совсем. Невозможно проживать жизнь, невозможно встречаться со смертью без тревоги. Тревога — не только враг, но и учитель: Задача терапевта — уменьшить тревогу до комфортного уровня и затем использовать имеющуюся тревогу для увеличения осознавания и витальности пациента.

Ирвин Ялом Экзистенциальная психотерапия

Я 51 Ялом И. РФ Эта книга — один из наиболее фундаментальных и обстоятельных трудов известного американского психотерапевта, одного из самых ярких представителей экзистенциально-гуманистического направления. Экзистенциальная терапия представлена в ней как целостный подход — от теоретической структуры до технических приемов. Психотерапевтам любой теоретической ориентации необходимо знакомство с этим направлением, так как экзистенциальная терапия фокусируется на базисных проблемах существования человека.

Экзистенциа льная психотерапи я (англ. existential therapy) — направление в психотерапии, необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, Известный современный экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом определяет всего четыре.

Смерть уносит плохих детей. Она ловит их и забирает с собой. Она не любит детей. Мужчин и женщин смерть тоже уносит. На самом деле так. Однажды я говорил о ней, и ночью пришла настоящая смерть. У нее есть все ключи, поэтому она может открывать все двери. Она вошла, все перевернула вверх дном. Подошла к кровати и начала стягивать одеяло.

Но я хорошо укрылся. Она не могла меня раскрыть. Смерть приходит, когда кто-то умирает; она приходит с косой, скашивает его и забирает.

Ирвин Ялом

Входить в комнату, где уже сидят другие люди Смотреть вниз из окон высоких зданий Власть имущие, авторитетные люди Пауза в разговоре

Ирвин Ялом, например, выделяет четыре данности, что его страх быть одному – отголосок чувства экзистенциального одиночества.

Ирвин Ялом Экзистенциальная психотерапия . Она учила путем наглядного показа, на наших глазах создавая целую батарею чудесных блюд из телятины и баклажанов. Мы смотрели и прилежно пытались записать рецепты. Но результаты наших усилий оставляли желать лучшего: Ответ от меня ускользал, пока в один прекрасный день, особенно бдительно следя за кухонным действом, я не увидел следующее. Наш ментор с величайшим достоинством и неторопливостью приготовила очередное кушанье.

Затем передала его служанке, которая без единого слова взяла его и понесла в кухню на плиту. По дороге она, не замедляя шага.

Ирвин Ялом - Экзистенциальная психотерапия

Существование — не статический процесс, существование связано с возникновением или становлением. Экзистенциальные подходы к терапии имеют отношение к науке и процессам бытия. Экзистенциальные терапевты помогают клиентам выстоять или утвердить свое существование, несмотря на ограничения, с которыми связано существование, и в пределах этих ограничений.

Название этого подхода –"экзистенциальная психотерапия" не объяснить в двух Но затем мы задаем вопрос: какие силы (а также мотивы и страхи).

Экзистенциальная терапия является формой динамической психо- ерапии. Термин"динамический" часто используется в сфере психи- ческого здоровья, - в которой, собственно говоря, речь идет ни о чем , как о"психодинамике", - и без прояснения смысла динами- ческой терапии фундаментальный компонент экзистенциального под- хода останется непонятным. Слово"динамический" имеет как общее, так и техническое значение. В общем смысле понятие"динамичес- кий" происходящее от греческого -"иметь силу и власть" указывает на энергию или движение: Но техническое значение этого по- нятия должно быть иным, ибо, в противном случае, что означала бы"нединамичность" терапевта: Динамичес- кая модель психики является наиболее значительным вкладом Фрей- да в представление о человеке - модель, согласно которой в индиви- дууме присутствуют конфликтующие силы, и мысли, эмоции, поведение - как адаптивные, так и психопатологические - представ- ляют собой результат их взаимодействия.

Также важно, что эти силы существуют на различных уровнях осознания, и некоторые из них со- вершенно неосознанны. Таким образом, психодинамика индивидуума включает различные действующие в нем осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. К динамической психотерапии относятся формы психотера- пии, основанные на этой динамической модели функционирования психики. Экзистенциальная психотерапия в моем описании вполне подпа- дает под категорию динамической психотерапии.

Но затем мы задаем вопрос:

Экзистенциальные данности

Я обнаружил, что для психотерапии имеют особое значение четыре данности: Из всех этих жизненных фактов наиболее очевидным, наиболее интуитивно ясным является факт смерти. Еще в детстве, гораздо раньше, чем обычно думают, мы узнаем, что смерть придет, что она неизбежна. Несмотря на это, по словам Спинозы,"все стремится сохраниться в своем собственном бытии". В самой основе человека лежит конфликт между желанием продолжать жить и осознанием неизбежности смерти.

Автопортрет в жанре экзистенциального триллера (заметки переводчика). . Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы неизбежность старения и смерти, горечь отвергнутой любви, страх свободы.

Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах.

Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом. Однако элементы экзистенциального подхода например, акцент на ответственности и аутентичности могут быть включены и в относительно краткосрочную психотерапию например, связанную с работой с посттравматическими состояниями. Экзистенциальная психотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно группа состоит из человек.

Преимущества групповой формы состоят в том, что пациенты и психотерапевты получают более широкую возможность наблюдать искажения, возникающие при межличностном общении, неадекватное поведение и корректировать их. Групповая динамика в экзистенциальной терапии направлена на выявление и демонстрацию того, как поведение каждого члена группы: Наибольшее внимание и в индивидуальной, и в групповой формах экзистенциальной психотерапии уделяется качеству отношений психотерапевт—пациент.

Эти отношения рассматриваются не с точки зрения трансфера, а с позиций ситуации, сложившейся у пациентов к настоящему времени, и опасений, мучающих пациентов в данный момент.

Методы и техники экзистенциальной психотерапии

Ирвин Ялом - Экзистенциальная психотерапия Некоторые из этих страхов, видимо, не имеют прямого отношения к личной смерти. Страх боли, несомненно, лежит по эту сторону смерти; страх посмертной жизни лишает смерть ее смысла как конечного события; страх за других — это, разумеется, не страх, связанный с собой. Страх личного исчезновения — вот что должно составлять суть беспокойства:

Ирвин Ялом является представителем экзистенциальной психологии Жизнь без страха смерти» ()) Ирвин Ялом подводит итог изучению этой .

Вперед Интерес к экзистенциальной терапии появился у меня после того, как несколько лет назад я наблюдал влияние смерти на одну из моих пациенток. На первичном приеме она сбивчиво и пространно излагала свои проблемы, неоднократно повторяя: Я не понимал, какой смысл пациентка вкладывает в эти слова, которые к тому же были частью долгой самоуничижительной тирады, и вскоре о них забыл.

Я взял Джейн в терапевтическую группу, и там она вновь остро ощущала, что не знает, что происходит. Она не понимала, что с ней, почему другие члены группы так равнодушны к ней, почему у нее возник конверсионный паралич, почему развились мазохистические отношения с другими участниками, почему она без ума от терапевта. Жизнь была огромной загадкой: В терапевтической группе Джейн была робка и скучна. Каждую ее реплику можно было предсказать заранее; прежде чем открыть рот, она обводила взглядом лица окружающих, ища намеков на то, что они хотят услышать, и строила свое высказывание так, как если бы стремилась угодить наибольшему числу слушателей.

Она не позволяла себе ничего, что могло бы обидеть, оттолкнуть других. Разумеется, в результате она отталкивала от себя, вызывая не гнев, но скуку. Было ясно, что Джейн находится в состоянии хронического бегства от жизни. Все старались подбодрить Джейн; уговаривали ее выходить в социум, учиться, написать дипломную работу, купить себе новую одежду, уплатить по счетам, привести себя в порядок, сделать прическу, подготовить свое резюме, искать работу.

Когда эти увещевания, разделив судьбу большинства увещеваний в терапии, остались безуспешными, группа попробовала другую тактику: Каковы дивиденды от неудачи?

Ирвин Ялом - экзистенциальные страхи